Светская хроника

Об истории и историях нашего оперного

В Государственном академическом театре оперы и балета имени Абая – необычная премьера. Не опера и не балет, а потрясающая экспозиция возрожденного театрального музея собрала полный аншлаг в понедельник – традиционный театральный выходной.
IMG_9865_

Маргулан Сейсембаев, Аскар Бурибаев, Досым и Гаухар Сатпаевы

Об открытии музея в ГАТОБ будут писать много и долго. Уж больно хороша предыстория создания: как Досым Сатпаев, политолог и меценат, глава частного культурно-просветительского фонда возмутился новостью об открытии очередного торгового центра в Алматы. Воображение помогло представить, как через много тысяч лет, разбирая алматинские руины, археологи будущего запишут: «Это был город – торговый центр на Великом (причем – китайском) Шелковом пути». Дальше помогла супруга: по долгу службы в департаменте по связям с общественностью Казкоммерцбанка Гаухар Сатпаева постоянно общается с алматинским оперным. Причем именно так – не просто работает, а общается, потому что это благодаря ее общению с самыми разными театральными людьми, от костюмеров до премьеров и примадонн, идея постепенно начала приобретать вполне конкретные очертания. DSC_9720

Когда мысль о музее оценило и поддержало руководство театра, директор Аскар Бурибаев. Когда вспомнилось, что до знаменитой реконструкции ГАТОБ (завершилась в 2000 году) в театре был музей с достаточно солидным архивом. Когда обнаружилось, что эти вывезенные перед реконструкцией архивы после ремонта все-таки вернулись в родные стены, но почему-то нашли приют в… плотницкой. Когда к «археологической экспедиции» четы Сатпаевых в плотницкую ГАТОБ присоединилась искусствовед Валерия Ибраева – и это было историческое присоединение, потому что у нашего оперного (если кто забыл) богатая не только музыкальная, но и художественная история. Когда, наконец, нашелся меценат, который сразу согласился поддержать идею материально – Маргулан Сейсембаев.

IMG_9844_

Гаухар Сатпаева и Валерия Ибраева

Итог всех этих «когда» можно сегодня увидеть в ГАТОБ имени Абая.* Экспозиция состоит из трех частей: театральные костюмы с подробным описанием, кто их носил (самый неожиданный – костюм Галины Улановой, в котором она танцевала «Жизель»); редкие архивные фотографии (Шара Жиенкулова, Курманбек Жандарбеков, Куляш и Канабек Байсеитовы… молодые, красивые, сильные!);  театральные афиши и эскизы к театральным костюмам и декорациям (от Сергея Калмыкова до Гульфайрус Исмаиловой).

IMG_9887

Константин Горожанкин и Маргулан Сейсембаев

…И все это, конечно, здорово. Но шумные три часа презентации нового (возрожденного?) музея где-то в воздухе витала другая – и, на мой взгляд, главная, мысль Досыма Сатпаева: это – наш музей. Алматинский. Какой еще город в наших краях (и я не только о Казахстане) может похвастаться театром, в котором исторично – причем как в глобальном, так и в домашнем, скажем так, смысле – все: от кладки фундамента до имен – художников, композиторов, артистов и… зрителей? Едва ли не всех, кто пришел вчера на презентацию, связывают с нашим оперным свои истории. Такая история есть у Досыма: его мама работала в театре в отделе кадров. Такая история есть у главы департамента общественных связей Казкоммерцбанка Ларисы Коковинец: дедушка ее мужа был одним из тех, кто проектировал это здание. Такая история есть у Валерии Ибраевой: она назвала найденные в архивах эскизы Всеволода Теляковского (сына знаменитого Владимира Теляковского, последнего директора Императорских театров) сенсацией, значение которой еще предстоит оценить…

IMG_9854

Аскар Аукенов и Лариса Коковинец

Мне тоже хотелось присоединить несколько своих историй к этому списку: например, о том, как студентка-второкурсница брала здесь интервью у Гульфайрус Исмаиловой накануне очередной балетной премьеры; или о том, как у нас был клуб любителей оперы и мы «заседали» в этих стенах; или о том, как папа вечером забирал меня из детского сада рядом с оперным театром… Но я «зависла» около одного из последних экспонатов в костюмной экспозиции. «Костюм народного артиста Республики Казахстан Султана Байсултанова, в котором он исполнял партию Герцога из оперы Дж.Верди «Риголетто»». Наверное, я бы долго так стояла, вспоминая голос звонкий и добрый, что я помню с детства в родном дворе и только потом – на сцене… Если бы к витрине не подошли Бибигуль Тулегенова и Аскар Бурибаев. «Он был очень хороший», – сказала Бибигуль Ахметовна.

IMG_9882

Бибигуль Тулегенова и Аскар Бурибаев

Текст: Гульнар Танкаева

Фото: Роман Егоров, Гульнар Танкаева

*Предваряя вопрос: работать музей будет во время спектаклей: покупая билет на любой балет или оперу, вы автоматически получаете доступ к экспозиции.